Понятия со словосочетанием «последние такты»

Связанные понятия

Ре-бемоль мажор (Des-dur) — мажорная тональность с тоникой ре-бемоль, имеет пять бемолей на нотном стане. Энгармонически равна до-диез мажору.
До-диез мажор (Cis-dur) — мажорная тональность с тоникой до-диез, имеет семь диезов при ключе. Энгармонически равна ре-бемоль мажору.
Соль-диез минор (gis-moll) — минорная тональность с тоникой соль-диез, имеет пять диезов при ключе. Энгармонически равна ля-бемоль минору.
Ля-бемоль мажор (As-dur) — мажорная тональность с тоникой ля-бемоль. Имеет четыре бемоля при ключе.
Ми-бемоль мажор (Es-dur) — мажорная тональность с тоникой ми-бемоль. Имеет три бемоля при ключе.
Ми-бемоль минор (es-moll) — минорная тональность с тоникой ми-бемоль, имеет шесть бемолей при ключе. Энгармонически равна ре-диез минору.
Ре-диез-минор (dis-moll) — минорная тональность с тоникой ре-диез, имеет 6 диезов при ключе. Энгармонически равна ми-бемоль минору.

Подробнее: Ре-диез минор
Запе́в — в церковном и народном пении одноголосное начало, исполняемое одним лицом. После запева следует пение хора. В песне запев или бывает только в начале, или постоянно чередуется с хором. В запев входит или целая мелодия, или часть её; иногда мелодия запева отличается от мелодии хора. В народных песнях запев часто варьируется в процессе куплетного повторения мелодии.
Фа-диез минор (fis-moll) — минорная тональность с тоникой фа-диез. Имеет три ключевых знака: фа-, до- и соль-диез.
Ля-бемоль минор (as-moll) — минорная тональность с тоникой ля-бемоль. При ключе — семь бемолей. Энгармонически равна соль-диез минору. Параллельная тональность — до-бемоль мажор (энгармонически равная си мажору).
Пиццика́то, или пиччика́то (итал. pizzicato) — приём игры на смычковых струнных музыкальных инструментах, когда звук извлекается не смычком, а щипком струны, отчего звук становится отрывистым и более тихим, чем при игре смычком. В нотах переход на такой приём обозначается pizz., прекращение такой игры — arco («смычок»). Также «пиццикато» называют иногда музыкальное произведение, которое исполняется этим приёмом.
Ритурне́ль (фр. ritournelle, итал. ritornello, от ritorno — «возвращение») — инструментальное вступление, интермедия или завершающий раздел в вокальном произведении или танце.
До-диез минор (cis-moll) — минорная тональность с тоникой до-диез. Имеет четыре диеза при ключе.
Фа-диез мажор (Fis-dur) — мажорная тональность с тоникой фа-диез, имеет шесть диезов при ключе. Энгармонически равна соль-бемоль мажору.
Си-бемоль минор (b-moll) — минорная тональность с тоникой си-бемоль. Имеет пять бемолей при ключе. Энгармонически равна ля-диез минору.
Ферма́та (итал. fermata — «остановка», «задержка») — знак музыкальной нотации, предписывающий исполнителю увеличить по своему усмотрению длительность ноты, обычно в 1,5-2 раза, но возможно и более (особенно если фермата заключительная) вплоть до «пока не растает звук». Продление ноты или паузы ферматой, однако, принято считать обратно пропорциональным номинальной длительности ноты: если сама нота достаточно длинная, фермата, зачастую, означает вообще не продление указанной ноты, а вовсе, что эту...
Соль-бемоль мажор (Ges-dur) — мажорная тональность с тоникой соль-бемоль, имеет шесть бемолей при ключе. Энгармонически равна фа-диез мажору.
Фарандола (фр. farandole от прованс. farandoulo) — провансальский хороводный народный танец. Исполнители танца, держа друг друга за руки, составляют цепочку, которая образует спиралевидные и круглые фигуры под аккомпанемент флейты и тамбурина. Музыкальный размер: 2/4 и 6/8. Темп быстрый, сменяющийся более медленным. Фарандола была использована в сочинениях Ж. Бизе, Ш. Гуно, А. К. Глазунова, П. И. Чайковского и др.
Стре́тта (итал. stretta от итал. stringere — «сжимать, сокращать») — каноническое проведение тем в фуге, при котором каждый имитирующий тему голос вступает до того, как она закончилась в предыдущем голосе, и отдельные части темы звучат одновременно в разных голосах, то есть контрапунктически сочетаются друг с другом. Нередко после окончания темы в начинающем голосе она вступает в третьем голосе, и трёхголосная стретта складывается как цепочка двухголосных канонов (фуга F-dur из 1-го тома «Хорошо...
Зата́кт (в музыке) — неполная доля такта, предшествующая первой доле последующего такта. «Затактом» («затактовой фигурой» или «анакрузой»), также называют один или несколько звуков в начале пьесы, которые записываются перед первой тактовой чертой.
Контрафаго́т (неверно: контрфагот; итал. controfagotto, фр. contrebasson, нем. Kontrafagott, англ. contrabassoon) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность фагота, инструмент такого же типа и устройства, но с бо́льшим вдвое столбом заключённого в нём воздуха, отчего звучит на октаву ниже фагота. Диапазон по действительному звучанию — от B0 (си-бемоль субконтроктавы), реже A0 до g (соль малой октавы); ноты пишутся в басовом ключе на октаву выше действительного звучания. Тембр — как...
Ре мажор (D-dur) — мажорная тональность с тоникой ре. Имеет два диеза при ключе: фа-диез и до-диез.
Мели́змы (др.-греч. μέλισμα — песнь, мелодия) — различные мелодические украшения звука, не меняющие темпа и ритмического рисунка мелодии. Обозначаются в нотном письме специальными знаками или мелкими нотами.
Фанфа́ра (итал. fanfara, фр. fanfare) — натуральный медный духовой музыкальный инструмент, используется в основном для подачи сигналов, представляет собой удлинённую трубу с узкой мензурой, обычно без вентилей. Также фанфара — музыкальная фраза торжественного или воинственного характера, подаваемая с помощью этого инструмента.
Анданте (итал. andante) — музыкальный термин, происходящий от итальянского глагола «andare», означающего в переводе «идти». В музыке им обозначают скорость, с которой должно воспроизводиться музыкальное произведение, и соответствует темпу в диапазоне от 76 до 108 ударов в минуту — он располагается посередине между адажио и модерато.
Валто́рна (нем. Waldhorn — лесной рог, итал. corno, фр. cor, англ. french horn) — медный духовой музыкальный инструмент тенорового регистра.
Креще́ндо или Креше́ндо (итал. crescendo, буквально — «увеличивая») — музыкальный термин, обозначающий постепенное увеличение силы звука. В нотах обозначается знаком «<», или сокращённо cresc. Также с греческого переводится как плавный переход с центра налево или направо.
Партита (итал. partita, буквально — разделённая на части) — форма музыкального произведения.
Аккомпанеме́нт (фр. accompagnement, accompagner — сопровождать) — сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и других). Сопроводителя называют аккомпаниатором. Аккомпанементом также называют гармоническое и ритмическое сопровождение основной мелодии, голоса.
Ма́лый бараба́н (также военный барабан, рабочий барабан, снэр, итал. tamburo или tamburo militare, фр. caisse claire, нем. kleine Trommel, англ. snare drum) — ударный музыкальный инструмент, принадлежащий к мембранофонам с неопределённой высотой звучания. Один из основных ударных инструментов симфонического оркестра, а также джаза и других жанров, где входит в состав ударной установки (часто в нескольких экземплярах разных размеров).
Рула́да (фр. roulade от rouler «катить») — быстро исполненный, раскатистый, виртуозный пассаж в пении, используемый, в основном, в партиях колоратурного сопрано. Распространены рулады хроматические, а также складывающиеся из терцовых ходов голоса.
Арпе́джио (вариант написания: арпе́джо), арпеджиату́ра (из итал. arpeggio, от arpa «арфа», термин буквально означает «как на арфе») — способ исполнения аккордов, преимущественно на струнных и клавишных инструментах, при котором звуки аккорда следуют один за другим. Чаще всего арпеджио обозначается волнообразной линией или дугой перед аккордом.
Кавати́на (итал. cavatina, уменьшительное от итал. cavata) — небольшая лирическая оперная ария. Произошла от каваты.
Речитати́в — вокальная музыкальная форма, не выдержанная в строгой метрической сетке, род певучей декламации. Воспроизводит ритмический и интонационный рисунок естественной речи. Текстовой основной речитатива может быть как поэзия, так и проза.
Чако́на (исп. chacona, итал. ciaccona) — изначально средневековый танец карнавального характера. Благодаря испанским инструменталистам XVI века, сумевшим раскрыть в своих сочинениях мелодико-ритмическое богатство иберо-американской народной музыки, музыкальная тема чаконы, равно как сарабанды, фолии и пассакальи, повлияла на общеевропейскую композиторскую практику. Чакона схожа с пассакальей, танцем с иным происхождением, но в дальнейшем развитии сблизилась с последней. В настоящее время оба термина...
Клавишная табулатура — это система нотной грамоты с использованием только букв и цифр. По этой системе любой сможет воспроизвести мелодию на пианино или клавишах.
Глисса́ндо (итал. glissando от фр. glisser — скользить) — музыкальный термин, штрих, означающий плавное скольжение от одного звука к другому; даёт колористический эффект.
До мажор (C-dur) — мажорная тональность с тоникой до. Не имеет при ключе знаков альтерации.
Альтовая флейта (итал. flauto contralto; фр. flûte alto; нем. Altflöte) ― деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность современной флейты, сконструированная Теобальдом Бёмом около 1854 года.
Расщепление голоса — приём пения, при котором к чистому звуку примешивается известная доля другого звука, нередко представляющего собой немузыкальный звук (шум).
До-бемоль мажор (Ces-dur) — мажорная тональность с тоникой до-бемоль, имеет семь бемолей при ключе. Энгармонически равна си мажору.
Форшла́г (нем. Vorschlag, от vor — «перед» и Schlag — «удар») — мелодическое украшение, состоящее из одного или нескольких звуков, предшествующих какому-либо звуку мелодии, и исполняющееся за счёт длительности последующего звука (как правило). Форшлаг обозначается мелкой нотой, записанной перед основной. Различают короткий и длинный форшлаг.
Токка́та (итал. toccata от toccare — трогать, касаться) — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов.
Большой мажорный септаккорд — септаккорд, состоящий из большой, малой и большой терций, образующийся с помощью добавления к мажорному трезвучию большой септимы.
Ариозо (итал. Arioso) — высшая речитативная форма, которая отличается от низших форм: сухого речитатива (recitativo secco) и речитатива в темпе (a tempo), большим мелодическим содержанием в партии голоса и большим интересом и сложностью в аккомпанементе.
Тео́рба (нем. Theorbe, итал. tiorba, фр. théorbe, англ. theorbo) — струнный щипковый инструмент, басовая разновидность лютни. В Италии схожий инструмент также называли «китарроном» (итал. chitarrone, букв. «большая кифара»).
Большой минорный септаккорд — септаккорд, состоящий из малой, большой и большой терций, образующийся с помощью добавления к минорному трезвучию большой терции.
Ада́жио (итал. Adagio, «ада́джо» — медленно, спокойно) — медленный музыкальный темп, вторая степень главных музыкальных движений, более быстрый, чем ларго (самый медленный темп), но медленнее анданте.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я